| |||
Четверг, 16.05.2024, 10:47 Приветствую Вас Гость Главная | Регистрация | ВходМой сайт | |||
При действии на тело ускорений возникают силы инерции, направление которых всегда противоположно направлению ускорения. В медицине и биологии для обозначения этих сил применяют термин «перегрузка». Перегрузка (т)) — отношение силы (F), действующей на тело человека, к массе его тела (т) Перегрузка не имеет размерности и выражается относительными, единицами, показывающими во сколько раз увеличилась масса тела при данном ускорении по сравнению с обычной земной гравитацией.. Направление сил инерции — вектор перегрузки — всегда противоположно направлению ускорения. В зависимости от направления вектора перегрузки по отношению к вертикальной оси тела перегрузки делят на продольные и поперечные. Продольные перегрузки бывают: 1) положительные — вектор перегрузки от головы к ногам (направление ускорения при этом от ног к голове, например, при подъеме в лифте); 2) отрицательная продольная перегрузка — вектор перегрузки от ног к голове (направление ускорения— от головы к ногам, например, при спуске в лифте); 3) поперечные перегрузки — вектор перегрузки спина — грудь или грудь — спина; 4) боковые перегрузки вектор перегрузки бок—бок. Направление перегрузки имеет важные последствия для организма. Наибольшие повреждения при наименьшем времени действия оказывают на организм человека продольные отрицательные перегрузки. Перегрузки, возникающие в наземных условиях, как правило, не велики и не вызывают существенных повреждений в организме человека. И только с развитием скоростной авиации и космических кораблей возникла проблема переносимости организмом человека значительных ускорений и перегрузок. Как видно из табл. 4, человек сохраняет работоспособность при больших перегрузках в течение немногих секунд и минут. В табл. 4 приведены сведения о переносимости перегрузок тренированными пилотами. Основным критерием для оценки состояния пилота взяты изменения работоспособности. Для нетренированных лиц пределы переносимости перегрузок значительно ниже. Таблица 4 Переносимость перегрузок человеком (Комендантов Г. Л., 1975) Направление ускоренияНаправление вектора перегрузкиВеличина перегрузкиВремя действия перегрузки (секунды)Состояние пилота От ног к голове (взлет)Голова — ноги (положительная перегрузка)5-6 8-9 Более 920-30 20-30 Не более 20Понижение работоспособности Нарушение зрения , серая пелена, возможен обморок-Обморок, опасно для жизни От головы к ногам (посадка)Ноги — голова (отрицательная перегрузка)1-2 310—20 10—20Понижение работоспособности Опасно для жизни Возможно при катапультировании вниз 5-60,2—0,5 ВпередГрудь — снина (поперечная перегрузка)9—10 10—15 До 26Более 100 Более 50 Не более 8Сохранение работоспособности Понижение работоспособности Деформация тканей, пете-хиальные кровоизлияния НазадСпина — грудь (поперечная перегрузка)8 12—14 Более 14Более 100 Менее 100 Менее 20Сохранение работоспособности Понижение работоспособности Деформация тканей, разрывы сосудов склеры Общее, состояние человека при перегрузках характеризуется появлением чувства тяжести во всем теле, болевых ощущений, вначале затруднением, а в дальнейшем и полным отсутствием возможности произвольных движений. Происходит смещение мягких тканей и ряда внутренних органов в направлении действия перегрузки. Для перегрузок, направленных от головы к ногам, характерны зрительные нарушения — затуманивание и ослабление периферического зрения — «серая пелена», далее ослабление и даже потеря центрального зрения, так называемая «черная пелена». Эти расстройства обусловлены нарушениями гемодинамики мозга и сетчатки глаза. Перегрузки, направленные от ног к голове, вызывают очень сильные болевые ощущения в голове и глазах, возможны кровоизлияния в склеру и веки. Для поперечны., перегрузок характерны затруднения дыхания вплоть до невозможности сделать вдох, появляются болевые ощущения в эпигастральной области. В механизме расстройств функций организма при перегрузках ведущую роль играют нарушения гемодинамики и дыхания. Нарушения гемодинамики обусловлены главным образом перераспределением крови. При положительных перегрузках (голова— ноги) происходит перемещение крови в сосуды брюшной полости и нижние конечности. В результате такого перераспределения артериальное давление в сосудах, расположенных ниже уровня сердца, повышается, а ударный объем сердца уменьшается. В сосудах верхней половины туловища давление падает. Возникающая при этом анемия мозга и органов чувств может привести к расстройствам зрения и потере сознания. При перегрузках от ног к голове (отрицательные перегрузки) перемещение крови происходит к сосудам верхней половины туловища, артериальное давление выше уровня сердца резко повышается. Изменения общей гемодинамики при поперечных перегрузках выражены значительно меньше, чем при продольных, что обусловлено расположением магистральных кровеносных сосудов вдоль продольной оси тела. Однако во многих органах и тканях микроциркуляторное ложе может быть распределено более или менее равномерно по всем направлениям, и поэтому возможны регионарные смещения крови и при поперечных перегрузках, например в системе легочных сосудов — спереди назад. Нарушения дыхания и газообмена также зависят от направления перегрузки. При положительных продольных перегрузках легочная вентиляция увеличивается — возрастают и глубина дыхания, и частота дыхательных движений. Увеличение дыхательного объема, по-видимому, зависит от опущения диафрагмы. Минутный объем дыхания (МОД) возрастает иногда более чем в 3 раза, возрастают потребление кислорода и выделение С02, увеличивается дыхательный коэффициент. Однако, несмотря на увеличение МОД и дыхательного объема, постепенно нарастает гипоксия вследствие выраженного нарушения гемодинамики в сосудах легких. Так, известно, что при 6—7-кратных перегрузках кровоток в верхних долях легких прекращается, в средних частях не изменяется, а в нижних долях возникают отеки и ателектазы. Наиболее значительные расстройства дыхания возникают при поперечно направленных перегрузках, что обусловлено сочетанными нарушениями биомеханики дыхательного акта и кровообращения в сосудах малого круга кровообращения. Осуществление нормального дыхательного акта затруднено. Наблюдается учащение дыхания, удлинение фазы вдоха и укорочение выдоха и постепенное снижение его глубины. Жизненная емкость легких с возрастанием перегрузок снижается. Нарушения функции дыхания и гемодинамические расстройства ведут к пт^жсщии и гипоксии всех органов и тканей, прежде всего головного мозга и сердца. На этом фоне имеет существенное-значение измененный поток афферентной импульсации как от внешних, так и от внутренних рецепторов организма. Необычная импульсация наряду с гипоксией мозга способствует нарушениям механизмов центральной регуляции жизненно важных функций организма и снижению компенсаторно-приспособительных возможностей организма. От больших перегрузок может наступить острая смерть вследствие сердечной, сосудистой или дыхательной недостаточности. |
ПоискДрузья | ||
|