Четверг, 16.05.2024, 10:47
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Мой сайт
При действии на тело ускорений возникают силы инерции, направле­ние которых всегда противоположно направлению ускорения. В меди­цине и биологии для обозначения этих сил применяют термин «пере­грузка». Перегрузка (т)) — отношение силы (F), действующей на тело челове­ка, к массе его тела (т) Перегрузка не имеет размерности и выражается относительными, единицами, показывающими во сколько раз увеличилась масса тела при данном ускорении по сравнению с обычной земной гравитацией.. Направление сил инерции — вектор перегрузки — всегда противополож­но направлению ускорения. В зависимости от направления вектора перегрузки по отношению к вертикальной оси тела перегрузки делят на продольные и поперечные. Продольные перегрузки бывают: 1) положительные — вектор пере­грузки от головы к ногам (направление ускорения при этом от ног к голове, например, при подъеме в лифте); 2) отрицательная продольная перегрузка — вектор перегрузки от ног к голове (направление ускоре­ния— от головы к ногам, например, при спуске в лифте); 3) поперечные перегрузки — вектор перегрузки спина — грудь или грудь — спина; 4) боковые перегрузки вектор перегрузки бок—бок. Направление пере­грузки имеет важные последствия для организма. Наибольшие повреж­дения при наименьшем времени действия оказывают на организм че­ловека продольные отрицательные перегрузки. Перегрузки, возникающие в наземных условиях, как правило, не велики и не вызывают существенных повреждений в организме челове­ка. И только с развитием скоростной авиации и космических кораблей возникла проблема переносимости организмом человека значительных ускорений и перегрузок. Как видно из табл. 4, человек сохраняет рабо­тоспособность при больших перегрузках в течение немногих секунд и минут. В табл. 4 приведены сведения о переносимости перегрузок трениро­ванными пилотами. Основным критерием для оценки состояния пилота взяты изменения работоспособности. Для нетренированных лиц преде­лы переносимости перегрузок значительно ниже. Таблица 4 Переносимость перегрузок человеком (Комендантов Г. Л., 1975) Направление ускоренияНаправление вектора перегрузкиВеличина перегрузкиВремя действия перегрузки (секунды)Состояние пилота
От ног к го­лове (взлет)Голова — но­ги (положитель­ная перегрузка)5-6 8-9 Более 920-30 20-30 Не более 20Понижение ра­ботоспособности Нарушение зре­ния , серая пеле­на, возможен об­морок-Обморок, опас­но для жизни
От головы к ногам (посад­ка)Ноги — голова (отрицательная перегрузка)1-2 310—20 10—20Понижение ра­ботоспособности Опасно для жиз­ни Возможно при катапультирова­нии вниз
5-60,2—0,5
ВпередГрудь — снина (поперечная пе­регрузка)9—10 10—15 До 26Более 100 Более 50 Не более 8Сохранение ра­ботоспособности Понижение ра­ботоспособности Деформация тканей, пете-хиальные крово­излияния
НазадСпина — грудь (поперечная пе­регрузка)8 12—14 Более 14Более 100 Менее 100 Менее 20Сохранение ра­ботоспособности Понижение ра­ботоспособности Деформация тканей, разрывы сосудов склеры
Общее, состояние человека при перегрузках характеризуется появле­нием чувства тяжести во всем теле, болевых ощущений, вначале затруд­нением, а в дальнейшем и полным отсутствием возможности произволь­ных движений. Происходит смещение мягких тканей и ряда внутренних органов в направлении действия перегрузки. Для перегрузок, направ­ленных от головы к ногам, характерны зрительные нарушения — затума­нивание и ослабление периферического зрения — «серая пелена», далее ослабление и даже потеря центрального зрения, так называемая «чер­ная пелена». Эти расстройства обусловлены нарушениями гемодинами­ки мозга и сетчатки глаза. Перегрузки, направленные от ног к голове, вызывают очень сильные болевые ощущения в голове и глазах, возмож­ны кровоизлияния в склеру и веки. Для поперечны., перегрузок харак­терны затруднения дыхания вплоть до невозможности сделать вдох, по­являются болевые ощущения в эпигастральной области. В механизме расстройств функций организма при перегрузках ве­дущую роль играют нарушения гемодинамики и дыхания. Нарушения гемодинамики обусловлены главным обра­зом перераспределением крови. При положительных перегрузках (голо­ва— ноги) происходит перемещение крови в сосуды брюшной полости и нижние конечности. В результате такого перераспределения артериаль­ное давление в сосудах, расположенных ниже уровня сердца, повыша­ется, а ударный объем сердца уменьшается. В сосудах верхней полови­ны туловища давление падает. Возникающая при этом анемия мозга и органов чувств может привести к расстройствам зрения и потере сознания. При перегрузках от ног к голове (отрицательные перегрузки) перемещение крови происходит к сосудам верхней половины туловища, артериальное давление выше уровня сердца резко повышается. Изменения общей гемодинамики при поперечных перегрузках выра­жены значительно меньше, чем при продольных, что обусловлено рас­положением магистральных кровеносных сосудов вдоль продольной оси тела. Однако во многих органах и тканях микроциркуляторное ложе может быть распределено более или менее равномерно по всем направ­лениям, и поэтому возможны регионарные смещения крови и при попе­речных перегрузках, например в системе легочных сосудов — спереди назад. Нарушения дыхания и газообмена также зависят от направления перегрузки. При положительных продольных перегрузках легочная вентиляция увеличивается — возрастают и глубина дыхания, и частота дыхательных движений. Увеличение дыхательного объема, по-видимому, зависит от опущения диафрагмы. Минутный объем дыхания (МОД) возрастает иногда более чем в 3 раза, возрастают потребление кислорода и выделение С02, увеличивается дыхательный коэффициент. Однако, несмотря на увеличение МОД и дыхательного объема, постепен­но нарастает гипоксия вследствие выраженного нарушения гемодинами­ки в сосудах легких. Так, известно, что при 6—7-кратных перегрузках кровоток в верх­них долях легких прекращается, в средних частях не изменяется, а в нижних долях возникают отеки и ателектазы. Наиболее значительные расстройства дыхания возникают при по­перечно направленных перегрузках, что обусловлено сочетанными на­рушениями биомеханики дыхательного акта и кровообращения в сосу­дах малого круга кровообращения. Осуществление нормального дыха­тельного акта затруднено. Наблюдается учащение дыхания, удлинение фазы вдоха и укорочение выдоха и постепенное снижение его глубины. Жизненная емкость легких с возрастанием перегрузок снижается. Нарушения функции дыхания и гемодинамические расстройства ве­дут к пт^жсщии и гипоксии всех органов и тканей, прежде все­го головного мозга и сердца. На этом фоне имеет существенное-значение измененный поток афферентной импульсации как от внешних, так и от внутренних рецепторов организма. Необычная импульсация наряду с гипоксией мозга способствует нарушениям механизмов центральной ре­гуляции жизненно важных функций организма и снижению компенса­торно-приспособительных возможностей организма. От больших пере­грузок может наступить острая смерть вследствие сердечной, сосудис­той или дыхательной недостаточности.
© 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz